"ИДТ-Инвест" - Инновационные Дорожные Технологии

+7(495) 789-69-55

+7(495) 789-69-85


Навигация

Прицеп для перевозки спецтехники 

Прицепы для перевозки спецтехники

Прицеп

Виброкатки

Виброкаток

Нарезчики швов

нарезка и разделка швов

Твердосплавные фрезы

твердосплавные фрезы

Запросы
t (Google)
t (Google)
(Google)
(Google)
t (Google)
t (Google)
t (Google)
t (Google)
t (Google)
t (Google)
Новости
   Интервью руководителя Федерального дорожного агентства А. Чабунина в программе "Персона Грата", Радио России

ВЕДУЩИЙ: Друзья мои, приветствую всех, кто слушает сейчас "Радио России". Меня зовут Виталий Ушканов. И это программа "Персона Грата". Автомобили повышенной проходимости, проще говоря, джипы придумали, как известно, американцы, причем изначально они были предназначены для армии. И только со временем обрели лоск и комфорт. А вот в мирных условиях, согласитесь, внедорожник - это машина как раз для России. И вовсе не из-за крутизны у нас так любят эти самые джипы. Просто на родных бескрайних просторах дороги, вроде, и есть, а на самом деле, во многих местах одно название. Как ни обидно это будет услышать сегодня нашему гостю. Руководитель федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин, желанная персона в нашей студии. Анатолий Михайлович, рад Вас приветствовать. Добрый день.


Анатолий ЧАБУНИН: Добрый день.


ВЕДУЩИЙ: Ну вот нельзя не заметить очевидного. В последние годы государство от слов перешло к делу. И уже не только декларации звучали, и там какие-то стратегические программы поднимались, но и реально дороги строились, и финансирование увеличилось. Но, как говорится, не долго музыка играла. И вот сейчас мы живем в несколько более стесненных условиях. Как экономический кризис повлияет на ситуацию?


Анатолий ЧАБУНИН: Экономический кризис затронул так же дорожную отрасль, как и все другие отрасли экономики нашей. И на сегодняшний день правительством Российской Федерации приняты антикризисные меры, которые выражаются в некоторых действиях, в том числе и по снижению финансирования. Снижение финансирования отрасли я бы предпочел разделить на 2 части. Первая часть - это объективное снижение, связанное в связи с тем, что в результате кризиса снизились цены на многие строительные материалы. Ну, в частности, самый наглядный пример для нас это, наверное, нефтепродукты, для каждого. То есть, как бы то ни было, на заправках цены, где больше, где меньше, они изменились в лучшую сторону, то есть стали ниже. Также изменились цены на металл, на цемент и другие материалы, которые используются в дорожном строительстве. В этой связи в среднем 15% у нас снижение финансирования связано с тем, что объемы и, главное, качество выполняемых работ не снижается. То есть это такой, антиинфляционное снижение и без потери качества и объемов.


ВЕДУЩИЙ: Но это первая часть. А вторая часть? Наверное, более печальная.


Анатолий ЧАБУНИН: Вторая часть вызвана тем, что, действительно, для создания, в регионах особенно, новых рабочих мест были необходимы бюджетные средства. И у нас программа была 2009 года, была снижена для этих целей. То есть эти деньги не пропали в целом для экономики, эти деньги переданы на создание дополнительных рабочих мест. В том числе, у нас запросили те виды работ, на которых можно использовать в массовом порядке неквалифицированную рабочую силу. И такой перечень работ был представлен в министерство транспорта Российской Федерации. И, соответственно, министр транспорта представил в правительство Российской Федерации. Этот перечень работ будет использоваться в регионах при поведении работ в 2009 году.


ВЕДУЩИЙ: Но вот, сколько сможет, ну, скажем там, переварить безработных дорожная сфера, сколько вы сможете привлечь на такие общественные работы людей, которые работу потеряли?
Анатолий ЧАБУНИН: Ну, если говорить, по федеральной дороге, то небольшое количество, потому что на федеральных дорогах мы не уменьшили объемы финансирования. Мы уменьшили только на те 15%. И у нас по содержанию дорог программа против 2008 года увеличена. То есть мы идем в плановом режиме, и по федеральным дорогам, там привлечение рабочей силы будет незначительно. Что касается региональных дорог, это, возможно, значительное привлечение. Ну, я могу пример привести, Ярославская область, где разработали детальную программу с указанием километров конкретных дорог и количества людей, которые будут привлечены на летние работы. Вот, мне эта программа очень понравилась. Аналогичные программы создаются во всех регионах. Поэтому трудно сказать всю цифру. Мы за нее не отвечаем. Это Минздравсоцразвитие как бы определяет и занимается этими вещами. Но то, что в дорожную отрасль будут привлечены и созданы дополнительные рабочие места сезонного характера - это однозначно.


" Персона Грата. Досье"


КОРР.: Чабунин Анатолий Михайлович. Руководитель федерального дорожного агентства. Родился 28 февраля 1960 года в поселке Чаны Новосибирской области. Окончив школу, работал слесарем на заводе "Электросигнал". В 1990 получил диплом экономиста на факультете "Финансы и кредит" Новосибирского института народного хозяйства. Работал в финансовых органах Чановского района. Переехав в Москву, был заместителем финансового директора и генеральным директором Восточносибирской контрактной корпорации, возглавлял бюджетно-финансовое управление министерства энергетики России и финансово-экономическое управление федерального агентства по энергетике. С 2004 - в федеральном дорожном агентстве. Был начальником финансового управления, заместителем руководителя. В марте 2009 возглавил агентство. Женат, отец двоих детей. А главными своими увлечениями Анатолий Чабунин называет охоту и рыбалку.


ВЕДУЩИЙ: Анатолий Михайлович, ну вот 2009 год. Что будет продолжаться? Что будет строиться? Какие проекты, так сказать, незыблемые, а какие придется отложить до лучших времен?


Анатолий ЧАБУНИН: Задача правительства поставлена у нас следующим образом: во-первых, продолжить все начатые стройки до 2009 года. То есть, так называемые, переходящие объекты. И по этим объектам у нас снижение контрактов произошло только вот на те 15%, про которые мы говорим. Приоритетами являются, в первую очередь, это те объекты, которые связаны с международными обязательствами Российской Федерации. Это объекты олимпийские. Это объекты азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества "Владивосток". Это КАД "Петербург". Это дорога Чита-Хабаровск. Это дорога М-4 ДОМ.


ВЕДУЩИЙ: То есть это все будет…


Анатолий ЧАБУНИН: Это все будет продолжаться, и выполнено в полном объеме.


ВЕДУЩИЙ: Когда вы ожидаете улучшения ситуации? Вот, наверное, тоже Вы какие-то прогнозы строите для себя.


Анатолий ЧАБУНИН: Мне трудно сказать. Почему. Потому что у нас на сегодняшний день, до нас не доведены пока что показатели 2010 года. На самом деле, если будут выдержаны программы федеральной целевой программы развития транспортной системы 2010-2015 года, эти цифры очень значительны. Они нас устроят вполне.


ВЕДУЩИЙ: Мы помним, что в свое время ответственность за дороги, за все дорогие, которые в России есть, была разделена между разными уровнями власти. И вот свою долю этих дорожных забот получили администрации регионов и муниципальные власти. По Вашим оценкам, как они справляются с этой ношей?


Анатолий ЧАБУНИН: Ну, на самом деле, справляются по-разному, в зависимости от бюджетной обеспеченности субъекта. Потому что у нас бюджетная обеспеченность очень колеблется. Есть так называемые "регионы-доноры" - это нефтегазовые, так сказать, регионы наши. И есть регионы "депрессивные", которым оказывается серьезная помощь из федерального бюджета. Но в 2009 году, к сожалению, и "регионы-доноры", и "депрессивные" значительно снизили объемы финансирования дорожной отрасли. И в связи с этим, естественно, качество дорог региональных от этого не улучшится. То есть, сокращены работы и по строительству, и, к сожалению, особенно сокращены работы по капитальному ремонту и ремонту региональной сети.


ВЕДУЩИЙ: А их никто не контролирует. Они сами себе хозяева. Хотят - снижают, хотят - увеличивают.


Анатолий ЧАБУНИН: Ну, есть бюджетный кодекс, а есть законодательное собрание на месте и администрация. Вот они и несут ответственность за все эти действия.


ВЕДУЩИЙ: А вот картинка из жизни. Я сам пару лет назад наблюдал. Два соседних региона, не то, что один "донор", другой совсем бедный, примерно одного уровня, но в одном строили дороги очень активно и с огоньком, а в другом, рядом, без слез было просто не проехать. Вот от чего так?


Анатолий ЧАБУНИН: Ну, очевидно, в первую очередь, это все зависит от позиции руководителя региона. Я в качестве примера могу вам назвать Курскую область, где с приходом нового губернатора мы реально увидели улучшение региональной сети. То есть он больше стал уделять внимание дорожникам. И сегодня Курская область, несмотря на то, что она, так сказать, не в первых рядах по бюджетной обеспеченности, очень достойно выглядит.


ВЕДУЩИЙ: Наверное, чем ниже уровень, тем хуже дела. На федеральном все-таки какие-то деньги найдутся, на региональном, может быть, найдутся, а на муниципальном, наверное, вообще придется поставить пока жирный крест. На муниципальных дорогах.
Анатолий ЧАБУНИН: Ну, жирный крест поставить невозможно, потому что в любом случае придется те или иные операции выполнять сети вверенной. Но то, что количество таких операций и их периодичность уменьшится, - это однозначно.


ВЕДУЩИЙ: А вот этим муниципальным уровням - это самый низший уровень в российских дорогах? Или есть еще ниже?


Анатолий ЧАБУНИН: Нет, это самый низший уровень. Что касается федеральной, территориальной и региональной собственности. Есть еще так называемые частные дороги, дороги акционерных обществ и ведомственные дороги. Ну, скажем там, дороги Минобороны отдельные. Но муниципалитетам тяжелее всего. В этой связи Правительство Российской Федерации приняло тоже очень серьезные шаги. И Минтранс России инициировал изменения соотношения софинансирования субъектовых дорог. Если в 2008 году это соотношение было максимально 80 на 20. То есть помощь из федерального бюджета не могла превышать 80%. 20% должен найти либо регион, либо муниципалитет. Сегодня правительство Российской Федерации приняло постановление, в котором это соотношение изменено 95 на 5. То есть помощь из федерального бюджета может достигнуть на конкретный объект 95%.


ВЕДУЩИЙ: Мы помним, как на самом высоком уровне звучали слова о перспективах частного и государственного партнерства в дорожном строительстве. Вот, в хорошие времена появились какие-то примеры успешного взаимодействия бизнеса и государства?
Анатолий ЧАБУНИН: Такие примеры есть. Может быть, к сожалению, не так быстро все это развивается, но просто законодательная база такова была. Для нас это все ново. Есть различные виды государственного и частного партнерства. И в качестве примера могу привести концессии. У нас на сегодняшний день две концессии, уже были проведены конкурсные процедуры. И у нас есть два победителя конкурса. Это на дорогу Москва-Санкт-Петербург - головной участок - 1558. Там определен победитель. И на вход в Одинцово. Это новый выход на трассу Беларусь. Там тоже есть победитель. В прошедшую субботу у нас состоялась встреча в министерстве транспорта с победителями. И сейчас идет техническая работа по оформлению концессионных договоров.


ВЕДУЩИЙ: Их интерес в чем?


Анатолий ЧАБУНИН: В первую очередь, это бизнес. Правда, это привлечение длинных денег, долгая окупаемость. Но это стабильный бизнес. И концессионеры, построив дорогу с государственным участием, будут ее эксплуатировать и получат дивиденды на свои вложенные инвестиции.


ВЕДУЩИЙ: Но это будет платная дорога?


Анатолий ЧАБУНИН: Это будет платная дорога.


ВЕДУЩИЙ: Но вот само это словосочетание "платная дорога" еще не так давно в обществе воспринималось с таким, я бы сказал, тревожным раздражением, ну, непривычно. Сейчас, вроде, страсти немножко поутихли. Но опасения остаются. Вот перспективы платных дорог в России. Как Вы оцениваете? И при каких условиях они могут появляться на нашей территории?


Анатолий ЧАБУНИН: Платные дороги однозначно будут появляться на территории России, потому что для этого приняты необходимые решения правительства. Не надо этого пугаться. То есть федеральная сеть вся в одночасье не станет платной. В первую очередь под платность определены места, где сегодня реально идет перегрузка. То есть это те международные транспортные коридоры, проходящие по территории Российской Федерации, и те дороги федеральные в основном, которые обслуживают движение в режиме перегрузки. И плата, на самом деле, достаточно, скажем так, щадящая. Не надо этого пугаться. И задача стоит платности не в том, чтобы окупить все затраты государства на реконструкцию этих дорог, а задача, скорее, в другом, для того чтобы после реконструкции достойно содержать эти участки и обеспечивать безопасное и эффективное движение транспортных средств. Я могу привести пример Чехии, где я недавно был в отпуске. Плата за проезд по чешским автобанам для легкового автомобиля составляет 1000 крон на год. Это примерно 1600 рублей в год. Я думаю, что человек, имеющий автомобиль легковой и пользующийся автобанами - это скоростные дороги - вполне может заплатить такие деньги.


ВЕДУЩИЙ: Согласен с Вами. Вот о чем я бы хотел еще Вас спросить. Сейчас в Госдуме депутаты обсуждают новый законопроект. И в стране может появиться еще одна государственная корпорация, по сути, Российские автомобильные дороги - Росавтодор. Вот чем эта корпорация будет заниматься?


Анатолий ЧАБУНИН: Ну, это не корпорация, это государственная компания. Организацией как раз платный дорог - принято решение, - что будет заниматься госкомпания Росавтодор. Для того чтобы привлекать инвестора, на сегодня законодательство построено таким образом, что федеральное дорожное агентство в рамках своих полномочий не может общаться с банками, инвесторами напрямую. То есть механизм привлечения инвестиций частных, он как бы ограничивается действиями бюджетного кодекса, потому что, по сути, сегодняшний Росавтодор - это бюджетная организация. Это главный распорядитель бюджетных средств. И переписывать бюджетный кодекс для отдельного главного распорядителя, наверное, нецелесообразно. Для этой цели создается государственная компания, которая может напрямую работать с банками, выпускать облигации, пользоваться всеми теми инструментами, которые сегодня присутствуют на рынке.


ВЕДУЩИЙ: Ну, получается, что государство, наконец-то, признало очевидное, что бюджетное финансирование федеральных автомобильных дорог не эффективно. Или так нельзя сказать?


Анатолий ЧАБУНИН: Я не соглашусь с Вами. Мы говорим о том, что бюджетная процедура достаточно громоздка, но очень много сделано в последнее время по оптимизации прохождения бюджетных процедур. В том числе, в этом большая заслуга министерства транспорта, которое всегда входило в диалог с министерством финансов, с министерством экономики. Нас услышали. И много чего сделали. Но полномочия по бюджетным процедурам, как я уже сказал до этого, они достаточно ограничены. И мы надеемся, что госкомпания будет не только эффективно использовать, но еще и рационально использовать те бюджетные средства, которые будут выделяться. И достаточно оперативно. Поэтому это, скорее всего, инструмент для более эффективного использования средств.


ВЕДУЩИЙ: То есть попытка расширить коридор возможностей?


Анатолий ЧАБУНИН: Совершенно верно. Полномочий, с вытекающей отсюда ответственностью.


ВЕДУЩИЙ: Но с другой стороны, там коридор расширяется, а функции вашего агентства, ежели этот закон будет принят, они сократятся. Они сузятся. Вам придется что-то отдать новой государственной компании.


Анатолий ЧАБУНИН: Вполне возможною. Мы к этому нормально относимся. Но в любом случае, у государственной компании будет государственный заказчик. То есть там элементы бюджетного кодекса (нрзб), они будут соблюдаться. И для того чтобы эти деньги получить, и это прописано во всех документах, в законе, необходимо, чтобы был государственный заказчик. Кто это будет, федеральное дорожное агентство или министерство транспорта Российской Федерации, пока, так сказать, не уточнено. Почему. Потому что там норма такая - заказчик определится правительством Российской Федерации.


ВЕДУЩИЙ: Но Вы часть своих функций легко и безболезненно готовы отдать


Анатолий ЧАБУНИН: Да, это не проблема. Если будет принято такое решение, мы их передадим.


ВЕДУЩИЙ: Вам-то останется что-то, достаточный фронт работ?


Анатолий ЧАБУНИН: Фронт будет более чем достаточный. На сегодняшний день у нас на балансе находится порядка 50 тысяч километров федеральных дорог. В госкомпании предусматривается в перспективе передача, поэтапная передача, я еще раз подчеркиваю, до 18 тысяч километров. Следовательно…


ВЕДУЩИЙ: Меньше половины.


Анатолий ЧАБУНИН: Меньше половины. И, учитывая то, что программой 10-15 у нас предусмотрен прирост сети до 75 тысяч километров, это будет примерно 1/3.


ВЕДУЩИЙ: То есть, не страшно?


Анатолий ЧАБУНИН: Не страшно.


ВЕДУЩИЙ: Как Вы оцениваете, мы говорили о новом законопроекте, а как Вы оцениваете существующую правовую базу развития отрасли? Хватает ли Вам существующих законов или Вы считаете необходимым принимать дополнительно новые?
Анатолий ЧАБУНИН: Знаете, мы в этом плане все время в движении находимся. Как все знают, совсем недавно был принят закон о федеральных автомобильных дорогах. Совсем недавно утверждена транспортная стратегия до 30-го года, принята программа, федеральная целевая программа развития транспортной системы Российской Федерации. В ней есть программа "Автомобильные дороги". К закону об автомобильных дорогах необходимо выпустить массу подзаконных актов. Есть необходимость поменять те нормативы, которые у нас существуют, скажем, планка поставлена таким образом до 2000 года поменять, потому что возросли другие требования к дорогам, изменилась ситуация, появились новые материалы и так далее. Поэтому масса документов подлежит замене либо их усовершенствованию, документов этих. Поэтому здесь, в законотворческой части простор очень большой, чем мы, собственно говоря, и занимаемся.


ВЕДУЩИЙ: А кто конкретно строит дороги в России? Подрядчики.


Анатолий ЧАБУНИН: Федеральное дорожное агентство является государственным заказчиком. Мы готовим решения Правительства по определенным объектам, готовим проектно-сметную документацию и объявляем конкурсные торги. На сегодняшний день это конкурсы. В ближайшем будущем, очевидно, нас ждут аукционы, если не будет принято иного решения. И строителями являются как раз те организации, которые вышли на конкурс и являются победителями в соответствии с конкурсом.


ВЕДУЩИЙ: Это наши, отечественные организации?


Анатолий ЧАБУНИН: Почти 100%. А почему к нам не идут из-за рубежа строить? У них же там опыт есть, наверное, и технологии есть. А у нас тут поле не паханное. Мы их не хотим видеть? Или они не хотят к нам идти?


Анатолий ЧАБУНИН: Понимаете, я думаю, в этом плане они боятся валютных рисков. Кстати, вот концессионеры тоже так робко заикаются о том, что неплохо было бы каким-то образом урегулировать валютные риски. Дело в том, что мы будем платить в рублях, а они заинтересованы получить деньги в валюте. И если будут какие-то колебания валюты, то, возможно, так сказать, эти организации могут попасть на валютные риски, потому что организации эти, как правило, приезжают со своей техникой. Рабочая сила у них, нечего скрывать, более высоко оплачиваемая, чем в Российской Федерации. И эти люди предпочитают получать зарплату в евро или в долларах, поэтому это один из факторов сегодняшней жизни, реальный, что валютные риски могут значительно изменить эффективность их работы. И, боюсь, что вот это главная причина.


ВЕДУЩИЙ: Это то, чего они боятся. А мы не заинтересованы в приходе иностранных подрядчиков?


Анатолий ЧАБУНИН: Мы заинтересованы, чтобы иностранные подрядчики приходили с новыми технологиями. Но я Вам скажу другое. У нас, кстати, в этих концессионных торгах участвовали иностранцы в составе консорциумов, правда, совместно с российскими организациями. И вот на Москве-Санкт-Петербург будут участвовать французы, а на входе в Одинцово немецкая компания. Поэтому иностранные подрядчики присутствуют.


ВЕДУЩИЙ: То есть лед тронулся все-таки?


Анатолий ЧАБУНИН: Да. Поэтому я и говорю, что почти 100% российские подрядчики, но, тем не менее, иностранцы есть.


ВЕДУЩИЙ: И, наверное, малоприятная тема для Вас, но не могу ее обойти. Дело в том, что дорожное строительство - дело, как мы видим, чрезвычайно затратное, дорогое, и есть мнение, что достаточно специфичное такое дело. Там есть крайне широкое поле для злоупотреблений, нарушений финансовой дисциплины. Как Вы считаете, государство, Ваше агентство сегодня способно реально контролировать бюджетные затраты? И есть ли такие механизмы, и как они работают?


Анатолий ЧАБУНИН: Вы знаете, недобросовестных людей хватает во всех отраслях, не только в дорожном агентстве, вернее, в дорожной отрасли. Я бы сказал вот так. Да, неправильно говорить агентство и отрасль. И, наверное, такие факты есть, но это задача правоохранительных органов. Они этим занимаются. И, так сказать, я думаю, есть в этом их заслуги. Говорить о том, что вот крайне плохо все, наверное, неправильно будет. Есть и другие показатели, когда в гражданско-правовом поле, так сказать, подрядные организации не выполняют своих обязательств. И вот здесь мы, как федеральное дорожное агентство и наши подведомственные учреждения, как заказчики, работаем и с правоохранительными органами, и в арбитражных судах, и с другими различными инстанциями, вплоть до ФАСа и так далее. Потому что есть недобросовестные подрядчики, которые нарушают требования по качеству. И с ними идет, так сказать, непримиримая борьба. Что касается контроля со стороны федерального дорожного агентства, у нас есть специальная организация Росдортехнология, которая занимается именно проверками соблюдения качества производства работ. И вот за 2008 год все наши подведомственные учреждения, которые являются заказчиками, были проверены этой организацией. И, мало того, они проводили проверки в субъектах на тех объектах, где есть федеральные субсидии. То есть, не полностью по территориальным объектам, а только на тех объектах, где есть федеральные субсидии. Поэтому по итогам деятельности этой организации делается необходимый план работ по устранению мероприятий, если там эти нарушения устранимы технологически. И очень много они делают по этому поводу. Так что вот наш контроль. Ну, плюс целевое использование средств, которое контролирует и счетная палата, и Росфиннадзор, в том числе, и на нас, как на главном распорядителе средств, эта обязанность висит.


ВЕДУЩИЙ: Анатолий Михайлович, я благодарю Вас. И у меня три коротких вопроса в блиц-режиме.


" Персона Грата. Блиц"


ВЕДУЩИЙ: Любите ли Вы быструю езду?


Анатолий ЧАБУНИН: Ну, скорее всего, да.


ВЕДУЩИЙ: Часто ли сами садитесь за руль?


Анатолий ЧАБУНИН: В выходные дни стараюсь обязательно проехать на автомобиле.


ВЕДУЩИЙ: И где Ваше любимое место для охоты и рыбалки?


Анатолий ЧАБУНИН: Ну, Ярославская область.

ВЕДУЩИЙ: Анатолий Чабунин, руководитель Федерального дорожного агентства был у нас сегодня желанной персоной. Анатолий Михайлович, спасибо, что Вы нашли время, приехали к нам и ответили на все мои вопросы. Вел программу Виталий Ушканов. Будьте здоровы.



Каталог

Продукция SealMaster

Продукция КМ

Продукция Walker

Продукция Monroe

Продукция Multiquip

Продукция Trail King

Продукция Viking-Cives

Другие бренды
Партнеры
     
     

  

  

Декоративный дизайн асфальта

дизайн асфальта

ямочный ремонт

ямочный ремонт дорог

санация трещин

 санация трещин

Речной песок

Яндекс цитированияRambler's Top100 
Технологии и оборудования для обслуживания асфальтобетонных покрытий, ремонт дорог, дорожные работы, ямочный ремонт асфальта, Наши партнеры.